Композиция в холодной гамме

Композиция в холодной гамме

3.3. Цветовая композиция и гамма

Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.

Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком.

Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов с теплым оттенком.

Смешанная или нейтральная цветовая гамма. Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не происходило перевешивания холодных или теплых оттенков.

Цветовая композиция

Композиция цветовых пятен, построенная с учётом всех рассмотренных закономерностей цветовой гармонии, будет ограничена, если она не служит главному – созданию образа.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важной детали.

Очень существенна для создания цветовой композиции её способность создавать за счёт светлоты, цветового тона и насыщенности свой рисунок.

Цветовая композиция требует соответствующей ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение большого числа цветов, даже с учётом их сочетаемости, создаёт пестроту, раздражает и затрудняет восприятие.

Цветовая композиция — это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

Что выражает монохромная композиция:

§ классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы);

§ сильно направленное к определенной степени воздействие (пример: икона Владимирской Божьей Матери, Спас);

§ сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии).

§ старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан)

§ простота, доходчивость и броскость (примеры: геральдика, реклама);

Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.

Что выражает полярная композиция :

§ эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений.

§ выявляет противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-зло, женщина-мужчина. )

§ если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)

Основу трехцветной композиции могут составлять:

§ триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.

§ триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий.

§ любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. (пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый).

Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции.).

В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.

§ в природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения)

§ там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать "космичность" произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением Бога, неба, земли, подземелья. жилье).

§ там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д.

Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону

Это синтез многоцветия и монохромии (пример — пейзажная живопись).

Состоит из Белого, Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме.

Серый заменяется коричневым цветом.

Вопросы для самопроверки к главе «Цветовая гармония»

1. Что означает термин гармония, цветовая гармония?

2. Назовите основные нормативные теории цветовой гармонии, дайте им характеристику.

3. Выделите основные правила создания цветовой гармонии.

4. Какой фактор определяет качество цветовой гармонии.

5. Назовите основные гармонии сочетания трех цветов.

6. Назовите основные группы двухцветных сочетаний и их подгруппы.

7. Что такое цветовая гамма? Ее основные типы.

Читайте также:  Лук крымский сладкий семена где купить

8. Дайте определение термину цветовая композиция.

9. Назовите основные виды цветовой композиции и дайте им характеристику.

Композиция в холодной гамме

Теория цвета

Знание о цвете занимало умы ученых и художников еще с античных времен. Леонардо да Винчи, изучая теорию цветовых сочетаний, считал, что основных цветов только пять: желтый, синий, красный, зеленый, белый. Кроме того, он составил символический цветоряд, который обозначал: белый — свет, желтый — земля, зеленый — вода, синий — воздух, красный — огонь.Систематическое и научное изучение цвета началось с XIX века и связано с именами Гетте, Гельмгольца, Оствальда и другими. В их трудах были предприняты попытки определить принципы цветовой гармонии, явления контраста, оптического смешения цветов.

Цвет как средство композиции костюма

Смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма. Цвета подразделяются на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочетания между собой (оттенки серого), рисунок 15.

Рисунок — 2.15. Градация ахроматических цветов

Гармонии цветового круга

Гармония — соразмерность частей, слияния различных компонентов в единое органичное целое. Одна из цветовых гармонии — это гармония цветового круга. Цветовой круг строится на контрастных парах (красный-зеленый, желтый — синий) или на четырех основных цветах, которые находятся на концах диаметра круга. Кроме того, между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого). Если цветовой круг разделить по основным цветам на четыре четверти, то каждой четверти будет соответствовать своя гармония родственных цветов, которые находятся внутри этой четверти. Первая четверть (верхняя правая) цветового круга содержит цвета от желтого до красного пигмента через теплый желтый, оранжевый и красно-оранжевый. Вторая четверть (нижняя правая) цветового круга включает в себя цвета от красного до синего пигмента через холодный красный, фиолетовый и сине-фиолетовый.Третья четверть (нижняя левая) цветового круга содержит цвета от синего до зеленого пигмента через сине-зеленый, цвет морской волны, холодный зеленый. Это гармонии родственных цветов холодной гаммы. Четвертая четверть (верхняя левая) цветового круга заключает в себе родственные цвета от зеленого до желтого пигмента через теплый зеленый, зелено-желтый и желто-зеленый, рисунок 16.

Рисунок — 2.16. Цветовой круг. 28 цветов

Каждая четверть круга содержит гармоничные сочетания родственных цветов, а если взять цветовые сочетания от желтого до синего, то получим гармонии родственно-контрастных сочетаний цветов.Сочетания родственных цветов — это сравнительно сдержанная уравновешенная спокойная колористическая гамма, особенно когда нет резких светлотных противопоставлений.(Приложение А)Родственно-контрастные цветовые сочетания — сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они характеризуются яркой цветовой активностью вследствие контраста. Использование родственно-контрастных цветов дает более яркую картину, так как теплые желто-красные родственные цвета дополняются холодными красно-сине-фиолетовыми. Например, если две левые четверти цветового круга объединить, то получим родственно-контрастные сочетания цветов, где встречаются и

Рисунок — 2.17. Контрастные триады цветов

Цвет можно подразделить на несколько категорий:

— содержательную — смысл, значение, самостоятельное содержание независимы от формы. Содержательность — это миф, символ, аллегория, образ, знак;

— физическую — пространство, масса, свет;

— эстетическую — прекрасное, безобразное.

Все эти категории в каждом произведении, объекте дизайна существуют не смешиваясь.

Сделать все задания и сдать их во время.

Критерий завершения

Все задания сделаны

Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу ритма. В данной работе возможно применение или статического или динамического ритма или их сочетание (на выбор). Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная или замкнутая (на выбор). Из того или иного вида ритмических рядов необходимо создать композицию уравновешенного характера. В композиции возможно использование не строгой ритмической последовательности, а лишь сохранение определенных принципов ритмического построения.

Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон – белый, элементы – черные).

12-ступенный цветовой круг

Выполнить 12-ступенный («физиологический») цветовой круг, разделенный на сектора. Каждый цвет в круге необходимо подписать.

Данный круг должен состоять из следующих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурный.

Читайте также:  Запеканка из макарон в микроволновке с яйцами

Контраст по размеру

Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы одинаковые по форме значительно отличаются друг от друга только по размеру. Это способствует выявлению главного и второстепенного в композиции. Конфигурация элементов в этом случае не имеет значения.

Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон — белый, элементы – черные).

Контраст по форме (конфигурации)

Выполнить одну формальную композицию, организованную средствами контрастных взаимоотношений элементов по такой категории, как противоположность элементов друг другу по конфигурации: четкость и резкость очертания одних противопоставляется мягкости и неопределенности других.

В данной работе должны быть две группы элементов имеющих противоположные формы. Количество и тех и других элементов должно быть примерно одинаковым, для обеспечения максимального контраста и противостояния противоположных форм.

Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон — белый, элементы – черные).

Многомерный контраст, включающий контраст по размеру, форме и тону

Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы должны быть противоположны по следующим категориям: размеру (большие и малые элементы), форме (элементы противоположные по конфигурации) и тону. В данной композиции должны присутствовать три тона: белый, серый (средний) и черный. В данном случае серый тон может быть равномерным, выполненный с помощью однородной заливки или с помощью графических фактур. Данные три тона по количеству должны быть примерно одинаковыми. Особое внимание в данной работе необходимо уделить равновесию элементов и частей композиции.

Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.).

Названия цветовых оттенков

Выбрать произвольно один цветовой тон (например, красный, зеленый, серый). Изобразить 9 оттенков данного цвета и дать им названия, основываясь на ваших личных ассоциациях, образах и эмоциональном восприятии.

Нюанс по размеру

Выполнить одну формальную композицию, где трансформации подвержен элемент, который постепенно изменяет свой размер, при этом сохраняя первоначальную форму.

Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон — белый, элементы – черные).

Нюанс по форме

Выполнить одну формальную композицию, где необходимо последовательно трансформировать элемент, который после нюансных преобразований принимает форму, противоположную конфигурации первоначального элемента. В данном задании внимание следует направить на изобретательность в трансформации самого элемента, а также на расположение элементов в изобразительной плоскости.

Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон — белый, элементы – черные).

Многомерный нюанс, включающий нюанс по размеру, форме и тону

Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы постепенно изменяя свой размер, форму и тон создают эффект последовательной их трансформации. В данной работе элементы постепенно изменяют свой тон: от темного к светлому (или наоборот), через все градации.

Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.). Композиция решается в черно-белом варианте с применением всех градаций промежуточных серых тонов. Графическое решение композиции: черно-белое, а также использование различных градаций серого цвета в нюансе по тону.

Монохромия в холодной и теплой гамме

Выполнить две работы, одинаковые по композиции элементов (в технике мозаики). Тип цветовой композиции этих работ – монохромия одного цвета. При этом, первая работа (монохромия) должна быть выполнена в теплой гамме – т.е. построена на теплых оттенках выбранного цвета, а вторая работа – в холодной гамме, т.е. на холодных оттенках того же цвета.

Формат каждой композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. квадратный (например, 10х10 см.).

Полярная цветовая композиция в разбеленном колорите

Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции – полярная (т.е. два цвета расположенные друг против друга в 10- или 12-ступенном круге). При этом цвета должны быть разбелены, что в целом даст разбеленный колорит в работе. В данном задании возможен одинаковый разбел цветов, или же различная степень разбела различных элементов мозаики.

Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

Трехцветная цветовая композиция в насыщенном колорите

Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие, т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. При этом цвета должны быть предельно чистыми и насыщенными, что в целом даст насыщенный колорит в работе. В данном задании, прежде всего надо обращать внимание на гармонизацию цветов, на то насколько оттенки цветов подходят друг другу. Основным способом гармонизации цветов и оттенков, в данном случае, является гармонизация с помощью гаммы – т.е. приведение трех цветов или к теплой или холодной гамме.

Читайте также:  Какая прогулочная коляска самая лучшая

Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

Трехцветная цветовая композиция в приглушенном (ломаном) колорите

Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие (т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий.). При этом цвета должны быть приглушены, за счет подмеси серого цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст ломаный колорит в работе. В данном задании возможно одинаковое приглушение цветов, или же различная степень приглушения различных элементов мозаики.

Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

Многоцветие в зачерненном колорите

Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: многоцветие (четырехцветие), т.е. берутся четыре цвета при вершинах квадрата, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. При этом цвета должны быть зачернены, за счет подмеси черного цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст зачерненный колорит в работе.

Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

Главное в композиции – элемент больший по величине

Необходимо выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент больший по величине. Таким образом, один главный элемент (как доминанта) должен быть расположен среди малых. Здесь масса крупного элемента будет доминировать, и притягивать визуально малые элементы. Главный элемент не должен быть расположен строго в геометрическом центре формата изобразительной плоскости. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

Главное в композиции – элемент меньший по величине

Выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент меньший по величине. Меньший элемент должен быть расположен среди крупных элементов. Основная задача, в данной композиции, также решается направлением сторон крупных элементов по отношению к малому элементу, а также организацией свободного пространства вокруг элемента меньшего по величине. В данном задании главный элемент всегда является обособленным по отношению к остальным, которые как можно больше сближаются. Количество элементов в композиции – не более 8.

Главное в композиции – пространство

Выполнить формальную композицию, где главным (центром композиции) будет являться пространство, т.е. поле плоскости, не заполненное композиционными элементами. В данном случае ведется поиск силуэта самого пространства при активной помощи остальных элементов, которые сближены между собой. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

Зеркальная симметрия

Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу зеркальной симметрии. Композиция — формальная, плоскостная, неограниченная. Главной задачей является достижение покоя и равновесия. Общий силуэт композиции – близкий к прямоугольнику. Рекомендуется применять четкие, спокойные очертания силуэтов, подчиненные центру композиции.

Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Решение композиции: черно-белое или цветное (один — два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

Асимметрия

Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу асимметрии, а именно – вариант дисимметрии. Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная.

В данной работе, за основу необходимо взять зеркальную симметрию (композицию, выполненную в рамках задания 3.1) и изменить ее, нарушив несоответствием различных характеристик парных элементов. Это нарушение может быть за счет изменения размеров, формы, расположения в пространстве, тона, цвета. Может быть выбрана или одна или несколько характеристик, по которым будет нарушена симметричность.

Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции – на выбор: черно-белое или цветное (один – два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

Ссылка на основную публикацию
Комнатное растение монстера энергетический вампир
Разделы: Биология Цели: Познакомить учащихся с влиянием растений, обладающей мощной положительной и отрицательной энергетикой на здоровье человека. Дать рекомендации по...
Когда пересаживать ремонтантную клубнику
Ежегодно клубничные кусты увеличиваются в диаметре, появляется много новых розеток, что отрицательно сказывается на плодоношении. Большие растения не получают должного...
Когда пересаживать шиповник осенью
Автор: Olga · Опубликовано 12.10.2016 · Обновлено 24.01.2019 Многие дачники выращивают на приусадебном участке шиповник – кустарник, известный своими лечебными...
Комнатное растение кислица фото
Описание растения Кислица фиолетовая (лат. Oxalis triangularis), или, как ее называют в России, «цветок бабочки» – многолетнее цветущее растение семейства...
Adblock detector