Ландшафтная композиция малого сада

Ландшафтная композиция малого сада

Подборка готовых ландшафтных композиций -Композиции одностороннего обзора

Подборка готовых ландшафтных композиций 2012 г из растений нашего питомника, выполненной ландшафтным архитектором Надеждой Коровиной. Здесь Вы найдете готовые решения для дизайна различных уголков своего сада:
каталог ландшафтных композиций для питомника "Южный"
ООО «Питомник декоративных культур «Южный»
Московская область, Серпуховский район, деревня Старые Кузьмёнки,
67 км. от МКАД по Старосимферопольскому шоссе

Композиция одностороннего обзора

Композиция одностороннего обзора с применением декоративного ограждения

Композиция с гамаком

Композиция одностороннего обзора

Композиция с качелями

Композиция одностороннего обзора с мельницей

Композиция обзорная с перголой-скамейкой

Композиция для декорирования забора

Цветник непрерывного цветения

Композиция одностороннего обзора со скамейкой

Вы здесь

Ландшафтная композиция малого сада
Приходько П.И.
Издательство «Будiвельник». Киев. 1976
84 страницы

В книге изложены принципы построения ландшафтных композиций малых садов, выявлены характерные черты разных типов садов, уделено большое внимание композиции, подчеркнуто значение водоемов, малых форм архитектуры, камней в пейзаже малого сада. Книга рассчитана на ландшафтных архитекторов, градостроителей, специалистов, работающих в области зеленого строительства, а также может быть использована студентами вузов архитектурной специальности.

Характерные особенности малого сада
Каменные сады
Современные сады-усадьбы при жилых домах
Композиционные приемы малого сада
Практика использования принципов композиции малого сада

Ландшафтная композиция и архитектурно-пространственная организация малого сада
Ландшафтная композиция
Организация пространства
Использование принципов композиции в современной ландшафтной архитектуре
Предложения по композиции малого сада

Основные элементы малого сада
Водоемы
Малые архитектурные формы
Каменные композиции

Характерные особенности малого сада

Малым садом условно называют ограниченное пространство, в котором человек вступает в контакт с природной средой, организованной растительностью, рельефом, водоемом, архитектурой сооружении и малыми формами.

Малые сады широко распространены в группе жилых домов микрорайонов, в общественных центрах, в интерьерах общественных зданий, садов на крышах, во внутренних двориках и в парках в виде фрагментов.

В ландшафтной архитектуре при проектировании сада или парка принято учитывать четыре компонента: пространство, рельеф, водоемы и растительность. В малом саду организуют ограниченное пространство, где создается интимность, позволяющая воспринимать детали, объединенные этим пространством.

Пластика рельефа в малом саду воспринимается как важный элемент композиции. Водоемы, гармонично сочетаясь с окружающей средой, зрительно увеличивают пространство сада.

В разнообразной растительности малого сада важную роль отводят цвету и фактуре деревьев, кустарников, цветов и газонов. Особое значение приобретают дорожные покрытия, камни, малые формы в сочетании с зеркалом воды, светом и тенью.

При застройке городов и сел наблюдается повышенный интерес к жилым домам с внутренним двориком-садом. Он обоснован некоторыми социально-психологическими факторами — стремлением улучшить микроклимат жилища, оградить жилье от шума, создать полноценное место для отдыха, творческой работы, игр детей.

В настоящее время в некоторых городах южных республик СССР, например, в Таджикистане, ведется строительство домов с двориками-садами, проекты которых разработаны в ЦНИИЭПжилища.

Широко развернуто строительство экспериментально-показательных сел с благоустроенными и озелененными общественными центрами, с дворами- усадьбами на Украине. Высоким эстетическим качествам их усадебной застройки способствуют народное творчество, любовь к родной природе, традиция украшать жилище цветами и садами. Глубокое изучение особенностей в организации малого пространства в размещении зеленых насаждений, цветов и малых форм архитектуры послужит созданию показательных сел, соответствующих духовным запросам сельских тружеников.

Малый сад должен проектироваться по особым законам композиции ограниченного пространства с тщательной прорисовкой всех элементов и деталей. Необходимо детально исследовать участок, выявить возможности его функционального использования, предусмотреть рациональное передвижение, изучить окружающий ландшафт.

Особое внимание следует уделять членению ограниченного пространства зелеными насаждениями и декоративными стенками, постановке малых форм архитектуры, созданию законченных композиций отдельных видов и картин. Для покрытия дорожек широко применяются песок, щебень, галька, которые в сочетании с зелеными газонами и камнями создают интересные композиции.

Для раскрытия характерных черт малого сада обратимся к принципам ландшафтных композиций, распространенных в японском садовом искусстве. Характерной особенностью малого сада, как главное условие его красоты, являются простота и умеренность.

Используя своеобразие замшелых камней, тишину заросших камышом прудов, причудливые ветви извилистых сосен, яркую листву кленов, простоту садовых беседок-хижин из неостроганных бревен, на маленьком клочке земли из нескольких деревьев, кустарников, камней и малых форм создается уголок, полный поэзии.

Композиция этих садов подчиняется законам живописи и рассчитана на восприятие ее с определенных точек и в движении. Садовники стремятся максимально использовать воздух и солнечный свет.

В садах находят применение стройный бамбук и деревья с причудливыми стволами, с интересной текстурой коры, контрастирующие с ограждающими стенами.

Компонуя деревья с тонким чувством гармонического сочетания горизонталей и вертикалей, чередуя хвойные и лиственные, высаживают их не группами, а в одиночку или по два вместе, остроумно используют различные подпорки.

Читайте также:  Какие семечки самые вкусные контрольная закупка

Неотъемлемой частью малых садов являются камни, играющие важную роль в общей композиции сада. Сад как бы оживляется группой камней, часто сосредоточенных в его центре или на берегу пруда. Плоские камни-дорожки, уложенные на некотором расстоянии друг от друга, придают саду современный вид и применяются как основной декоративный элемент. Они укладываются по определенным правилам с учетом величины, формы и цвета.

В садах применяются композиции, состоящие из водных поверхностей в виде ручьев, прудов и водопадов, где, прежде всего, подчеркивается прозрачность водной глади и мелкое дно, покрытое галькой. Если в саду отсутствуют водные поверхности и холмы, то возникает «сухой пейзаж», состоящий из песка, камней и гальки. Этими ограниченными средствами садовники символически, даже без применения растительности стремятся передать красоту холмистой местности и водных пространств.

Большинство садов компонуется из вечнозеленых деревьев в сочетании с живописными группами камней, открытых водных поверхностей и лужаек, украшенных причудливыми мостиками, каменными фонарями и простейшими парковыми сооружениями.

Элементы ландшафтной архитектуры соединены между собой извилистыми дорожками тропинками из отдельных плоских камней или с оригинальным рисунком замощения.

Для контрастности в малых садах обычно высаживают несколько разнородных деревьев вместе, избегают посадки рядами. Однородные деревья используют лишь тогда, когда нужно создать впечатление рощи или леса.

Контрасты в цвете, форме листьев и в общих силуэтах кроны служат предметом главного внимания, в особенности при посадке кустарников. Наиболее часты композиции причудливых крон сосен с вишней (сакурой) или плакучей ивой в сочетании по два, три и пять деревьев. Расстояния между деревьями зависят от их размеров и формы кроны, причем при посадке принимают во внимание естественные условия роста.

Деревья, произрастающие в горах, никогда не размещаются на ровном месте и у воды, так же, как равнинные и водные — в горной местности. Лиственные виды деревьев избегают сажать на переднем плане сада, за исключением вишни. Из декоративных деревьев особенной любовью пользуется сосна, подрезкой корней и ветвей которой, а также искусственной их подвязкой создают вид старых, искривленных экземпляров, обычно привлекающих внимание. Такие же причудливые и живописные формы придают и иве. Сферической формой кустов, нагромождая их друг на друга, создают иллюзию зеленых холмиков. Такие формы можно встретить в старинных и современных садах.

Группируя растения, проектировщики учитывают особенности того ландшафта, который изображают.

Большой популярностью в малых садах пользуются разновидности криптомерий, клены (особенно красные), сливовые деревья и вишни.

Из цветов широкое распространение получили лилии, лотосы, ирисы, пионы и хризантемы.

Разные породы деревьев распределяются в определенных местах. Например, для склонов холмов и гор рекомендуются клены и дубы; около колодцев сажают в небольшом количестве сосны, сливы, ивы и бамбук; по границам участка — сосны, дубы; а перед домом — ивы, сливы.

В мировой практике садово-паркового искусства различают пять типов малых садов:

  • скалистый, океанский — здесь должны быть использованы камни океана; острова на озере высокие и утесистые с крупными уступами для каскадов; участки берега усеяны белым песком и усажены искривленными, как бы изогнутыми ветром, соснами;
  • речной — в саду такого типа укладываются речные валуны, а водопад делается низким. Речкой может служить естественное и искусственное русло, выходящее из-за холма. Озеро — подобие разлива реки,— берега которого усеяны песком и галькой, а центральную часть занимает широкая песчаная отмель с зарослями водных растений;
  • горный поток — здесь представлен дикий горный поток и маленькое озеро. Значительное число речных валунов и камней для перехода располагается в потоке, где соединены быстрота и мелкость русла;
  • озерный — представляет обширное устье реки, переходящее в озеро без островов, с небольшим числом камней и многочисленными водяными растениями и травами по берегам. Такой сад не имеет настоящего водопада; место, откуда вытекает вода, скрыто холмами или деревьями;
  • осоковое болото — все горки низенькие и закругленные, как дюны. Камни употребляются только плоские. По одну сторону воды простирается болото с осоками, болотными травами, бамбуком, с водяными растениями у берега, где можно посадить сливу или вербу.

В зависимости от рельефа территории сады подразделяются на холмистые (с искусственными холмами) и плоские (равнинные). Сад первого вида состоит из холмов и прудов. В саду второго вида плоский участок земли преображается в долину. Часто один вид сада содержит элементы другого, дополняя и обогащая друг друга.

Известен еще один тип малого сада — «сухой ландшафт». Для водоема и его бассейна подбираются камни. Затем детально разрабатывают формы ручья и пруда, с которым он соединен. Однако вместо воды русло засыпают гравием и песком, имитирующим воду. Идея «сухого ландшафта» — воплощение пространственных композиций в песке и камне — открывает большие перспективы в решении ограниченных пространств малого сада.

Читайте также:  Как использовать алоэ при насморке

Малый сад подчинен особым законам проектирования. Его небольшая площадь обязывает ландшафтного архитектора продумать функциональное использование территории. Большое значение в саду приобретают детали — декоративные стенки, перголы, павильоны отдыха и т. д.

Большое внимание следует уделять «инертным» материалам, которые в сочетании с цветниками создают интересные композиции. Плиточные переходы через газоны, фонтаны, каменистые устройства, цветы среди камней, перголы и трельяжи, увитые зеленью, вазы, декорирующие отдельные участки — все это позволяет создать «зеленые комнаты» на воздухе.

Малые формы, покрытия, водоемы и другие элементы сада должны создавать единую композицию с насаждениями.

Малый сад в ландшафте города имеет не меньшее значение, чем большие массивы городского парка. История садово-паркового искусства дает нам многочисленные примеры решений малого сада, так как сад при доме на ограниченных территориях был в прошлом основным объектом проектирования садовых композиций.

В формировании современного малого сада, как и в других областях ландшафтного проектирования, значительная роль принадлежит рельефу. Он определяет, с одной стороны, микроклиматические условия участка, распределение воды и, следовательно, состояние растительности; с другой стороны — образную характеристику нового ландшафта, объемно-пространственную структуру и, значит, его своеобразие.

Возможности преобразования рельефа расширяются и в связи с ростом технической оснащенности, позволяющей сравнительно легко осуществлять любые виды земляных работ: от трудоемких перемещений больших объемов грунта до самой тонкой деталировки формы.

Для сохранения ценных насаждений необходимо принимать соответствующие меры. При понижений отметок участка вокруг него создают подпорную стенку, которая может служить скамейкой, или холмом. При повышении отметок участка вокруг дерева сооружают предохранительный колодец. Он может быть забран решеткой, засыпан крупной галькой или прикрыт плитами с открытыми швами. Если дерево попадает на откос, вокруг него устраивают подпорную стенку. Бережное отношение к отдельным крупным деревьям помогает оформить участок быстрее и эффектнее.

Рельеф — архитектурная основа любого сада, однако наибольшей выразительности композиции можно достичь введением остальных ландшафтных компонентов — воды и насаждений.

Сочетание рельефа и воды может выступать в ландшафтных композициях в разнообразных воплощениях. Можно устраивать плескательные и декоративные бассейны свободной или геометрической формы. Они могут быть обрамлены либо естественным камнем, либо бетонным бортом, которому придают любое очертание и разнообразную фактуру. Очень хороши бассейны для водной растительности. Вокруг них прокладывают дорожки или плиточный бордюр, по которому можно ходить и который позволяет близко подходить к бассейну для осмотра растений. Цветы водных бассейнов оживляют поверхность воды и могут высаживаться в бетонных ящиках с болотной почвой или в опущенных на дно бассейна корзинах с землей.

Расположенные среди цветов и газона фонтаны украсят любой сад.

Из всех ландшафтных компонентов растительность представляет едва ли не самые большие трудности в проектировании, строительстве, эксплуатации.

Необходимо тщательно продумывать цветовое решение пространства малого сада. Растения могут быть разнообразны по цвету, размеру, фактуре и рисунку, и этот эффект может быть усилен оформлением цветами.

Любой искусственно создаваемый пейзаж желательно спроектировать таким образом, чтобы по окраске он был интересен во все времена года, был «садом непрерывного цветения».

В процессе разработки малого сада определяется ведущий ландшафтный компонент, который становится как бы «темой» сада, а остальные компоненты играют подчиненную роль, усиливают выразительность главного.

В современном понимании малые сады общегородского значения — те, которые непосредственно участвуют в формировании архитектурно-художественного облика города.

В соответствии с местоположением этих садов в городской структуре среди них можно выделить: сады, составляющие часть городских ансамблей; сады, входящие как составная часть в крупные озелененные территории города (так называемые «сады в саду»); сады, непосредственно связанные с каким-либо общественным сооружением.

По своим функциям общегородские малые сады могут быть предназначены для транзитного пешеходного движения (и тогда они принимают, например, форму бульвара) или для кратковременного отдыха (этот тип сада приближается к скверу).

Часто сад или сквер входит в состав городской площади, на которой рас-положен монумент или памятник.

Недостаток территории для устройства садов в центральных районах города, а также особенности застройки этих районов заставляют организовать сады на крышах. Устройство и эксплуатация садов на крышах связаны с рядом специфических трудностей, которые не встречаются в обычных садах или встречаются в значительно меньшей степени. Так, сады на крышах сильно перегреваются в летние солнечные дни, немалой угрозой для растений садов на крышах является и вымерзание, незащищенность от ветра.

Читайте также:  Кетчуп из помидор и перца на зиму

В садах на крышах количество грунта сводится к минимуму, так как грунт — наиболее тяжеловесная часть сада, дающая большие перегрузки на конструкции перекрытий.

Несмотря на перечисленные и другие сложности, сады на крышах должны получить распространение. Это тем более важно, что многие городские сады с ростом строительства подземных сооружений, переходов, стоянок, по существу, превращаются в сады на крышах, хотя и находятся на уровне земли.

Меллан — сквер в Питсбурге (США) (около 0,5 га) размещен на крыше подземного гаража среди напряженных магистралей города; он является своего рода садиком среди плотной застройки. Высокие деревья посажены здесь в специальные ящики-контейнеры. В сквере на крыше созданы плоские газонные пространства и фонтаны в небольших чашах. Пешеходные дорожки покрыты плиткой разных цветов геометрического рисунка.

Часто говорят, что современный малый сад — это «комната на открытом воздухе».

При размещении новых посадок важно учитывать инсоляцию, т. е. добиваться затенения участка именно в те часы, когда он больше всего используется. Движение посетителей по саду должно быть рациональным — следует последовательно раскрывать интересные перспективы и виды.

Ограниченность площади участка заставляет прибегать к планировочным приемам, иллюзорно увеличивающим пространство сада. Например, дорожка ведущая к дому, делает несколько поворотов или прокладывается по диагонали, раскрывая то один, то другой уголок сада. Границы участка прикрывают цветущими кустарниками, многолетниками и деревьями. Рисунок покрытия дорожек, декоративные стенки, разделяющие общее пространство, перголы, дающие узорную тень на поверхность земли,- все это насыщает и разнообразит сад деталями.

Цветочное оформление малого сада также имеет свои особенности. Как правило, в малом саду используют группы из однолетних и многолетних цветов, полосы рабаток, смешанные бордюры и специальные садовые устройства в виде каменных горок, розариев или георгинариев.

Большие цветочные композиции — партеры, сложные узоры или свободные массивы цветов на полянах — для малого сада не характерны. Ковровые цветы в цветочных орнаментах или клумбах геометрических форм могут применяться лишь на скверах, перед общественными зданиями.

В малом саду в сочетании со стенками, перголами и трельяжами должен широко использоваться ассортимент вьющихся растений. Живая поверхность из зелени и цветов в малых формах создает в саду дополнительные красочные пятна.

В правилах и нормах планировки и застройки городов предлагается считать наименьшим размер сада в 1 га. Отдельные зарубежные специалисты (проф. П. Аберкромби при планировке Лондона) считают, что сад удовлетворяет всем требованиям, если он имеет площадь не менее 4 га.

Очевидно, что при определении наименьшего размера сада могут иметь значение и размеры города. С точки зрения вместимости сада его размеры не имеют значения, поскольку за основу принимается норма на посетителя; это значит, что вместимость сада долж-на назначаться такой, какая допускается его размерами и нормой посещения.

С гигиенической точки зрения важно, чтобы окаймляющая полоса зелени имела ширину 15-20 м, потому что такая ширина эффективно обеспечивает ветропылезащитное и теплорегули-рующее действие зеленого окаймления. При ширине полосы с каждой стороны 20 м достаточны размеры сада даже в 0,5 га (при прямоугольной форме его плана).

Остается выяснить, какое влияние на размеры сада оказывают предъявляемые к нему архитектурно-художественные требования? С этой точки зрения размеры сада должны обеспечивать такие условия, чтобы человек мог отвлечься от городского окружения и чтобы внутри сада можно было создать парковый пейзаж. Для этого достаточны размеры сада 100×150 м или 100×200 м. При глубине сада 150-200 м может создаться впечатление, что посетитель находится вне города, среди природы. Очевидно, площадь в 2 га — это тот размер, при котором городской сад можно считать удовлетворяющим основным требованиям. Это не значит, что не следует проектировать сады меньших размеров; в старых городах иногда бывает нелегко найти даже малый участок для озеленения.

При компоновке сада, разработке его плана необходимо обеспечить малую видимость окружающей застройки или еще лучше — полную изолированность внутреннего пространства сада.

Защита от шума достигается соответствующим размещением деревьев и кустарников. Проникновение звука, равно как и просматриваемость сада, значительно уменьшается при ярусном построении насаждений: кустарники располагают одним или двумя нижними ярусами, деревья — верхним ярусом, причем лучшим ограждением от окружающих улиц является свободная расстановка деревьев внутри сада при устройстве также рядовой посадки вдоль яруса кустарников.

В случае трудности посадки растений в грунт (наличие подземных коммуникаций) и при необходимости быстрой организации озеленения участка или экспозиции декоративных форм целесообразно использовать модульные элементы благоустройства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector