Лошадей вязка советского тяжеловоза

Лошадей вязка советского тяжеловоза

Порода «советский тяжеловоз» была выведена путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей-брабансонов с местными лошадьми упряжного типа. Брабансон − это порода крупных, массивных тяжеловозов, которая происходит от местной бельгийской лошади, известной с глубокой древности и претерпевшей в процессе исторического развития большие изменения в своем типе − от мелкой широкотелой верховой лошади первых веков нашей эры к рыцарской лошади средних веков и, наконец, к современной тяжеловозной лошади.

Одна из важнейших характерных особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключается в их способности очень устойчиво передавать свой тип потомству при скрещивании с другими породами. Это качество, а также скороспелость, добронравие и относительная неприхотливость к условиям кормления и содержания обеспечили популярность породы в Западной Европе. В Россию брабансоны были завезены во второй половине XIX века.

В связи с незначительным количеством введенных брабансонов, на конезаводах зачастую практиковалось скрещивание брабансонских жеребцов с крупными кобылами упряжного типа. Постепенно в Починковском конном заводе Нижегородской области был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, которые отличались от выводных брабансонов большей подвижностью и меньшим размером. Новая оригинальная порода тяжеловозов получила официальное признание в 1952 году.

Советские тяжеловозы обладают крепкой конституцией и спокойным характером. В этой породе преобладают лошади рыжей и рыже-чалой масти, реже встречаются гнедые и гнедо-чалые. Средняя масса породистых жеребцов – 891 кг, кобыл – 701 кг, однако вес некоторых коней достигает 1000 кг.

Лошади этой породы отличаются богатырской силой и выносливостью. В 1950-е годы трудно было даже представить, что одна лошадь может подобно трактору или грузовику везти многотонный груз на расстояние более чем 200 метров. Поэтому число посетителей павильона «Коневодство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1954-1959 годы никогда не уменьшалось, ведь там демонстрировались легендарные жеребцы из Починсковского района: Жребий, который вывез груз весом 16274 кг, и Сатир, вывезший груз весом 15453 кг. Лошади данной породы весьма подвижны: тот же самый Жребий пробегал рысью 2 км с возом в 1,5 т за 5 минут 30 секунд со скоростью 21-22 км/ч.

Конечно же, современные тяжеловозы уже установили новый рекорд по всем показателям: 15-16 т теперь доступны практически каждой лошади, а многим – до 20 т и более. Замечательными качествами советских тяжеловозов являются неприхотливость к условиям содержания, способность полноценно использовать дешевые грубые, сочные и объемистые корма. Благодаря спокойному и уравновешенному темпераменту советский тяжеловоз послушен в работе, и поэтому с ним могут легко управляться дети, женщины и пожилые люди.

В последнее время отмечается спрос на советских тяжеловозов, как в России, так и за рубежом. Для многих фермерских хозяйств выгоднее держать лошадь, чем механические средства, особенно в условиях постоянно растущих цен на топливо. Кроме того, специалисты утверждают, что по проходимости тяжеловоз ничуть не уступает трактору, а иногда и превосходит его.

Улучшение качеств лошадей тяжеловозной породы

Со второй половины 60-х годов руководство племенной работой с породой в целом начинает осуществляться селекционным центром ВНИИК согласно разработанным планам селекционно-племенной работы. Был сделан глубокий генеалогический анализ породы и дана качественная оценка линий. В результате было принято решение о необходимости оптимизировать линейную структуру породы, обеспечить преобладание в ней лучших линий – Боже, Жасмина, Флейтиста и Ковбоя – и уменьшить долю второстепенных линий и генеалогических групп (Гарольда, Сокола, Люсика, Меридиана).

Применение таких селекционных приемов, как регулярная оценка жеребцов-производителей, строгий отбор ремонтного молодняка, рациональное, интенсивное использование ценных жеребцов и кобыл, обеспечило выполнение поставленной задачи.

Структура породы в настоящее время оптимизирована: численность представителей лучших основных линий в ней возросла до 70%. В линии Боже созданы два сильных ответвления через Режима и Омуля. Количество потомков Режима в Починковском заводе возросло с 2,5% до 20%. Среди них великолепный производитель Феномен, 1963 г.р. (поступил в завод в 1975 году), от которого было получено замечательное потомство, составившее ныне племенное ядро породы. Здесь впервые в истории породы появились идеальные во всех отношениях лошади, их представляют чемпионы и рекордисты ВДНХ: Росинка 1980 г.р., Жнейка 1976 г.р., и особенно Рафинад 1979 г.р. Эти лошади показали выдающиеся результаты по работоспособности, завоевав на всесоюзных соревнованиях звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов», которое присваивается раз в год победителю троеборья.

В маточный состав Починковского завода входят 31 дочь и 30 внучек Феномена. среди производителей два его сына – Рафинад 1979 г.р. и Кофейник 1981 г.р. – и внук Рафаэль 1986 г.р.

С 1974 по 1990 год доля элитных племенных кобыл в породе возросла с 71,1% до 90%. За последние 15-20 лет создан тип крупной, крепкой, массивной, гармонично сложенной лошади правильного экстерьера. Средние промеры и живая масса племенных жеребцов конных заводов составляют 165,8 – 177,3 – 221,0 – 26,1 см и 891 кг, кобыл: 163,7 – 173,4 – 202,0 – 24,3 см и 705 кг соответственно.

Читайте также:  Как вырастить листья салата на подоконнике

В этот же период лошади советской тяжеловозной породы неоднократно улучшают рекорды по всем видам испытаний, впервые появляются победители соревнований и даже абсолютные рекордисты. С 1981 по 1986 год, в троеборье звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов» советские тяжеловозы завоевывали четыре раза:

  • — Жнейка 1976 г.р. (Феномен – Жердь) в 1981 году,
  • — Ревизия 1978 г.р. (Факел – Резина) в 1982 году,
  • — Росинка 1980 г.р. (Феномен – Рессора) в 1985 году,
  • — Рафинад 1979 г.р. (Феномен – Рессора) в 1986 году.

Оценивая в целом современное состояние советской тяжеловозной породы, можно констатировать тот факт, что наши ведущие конные заводы обладают исключительно высокоценным племенным ядром, на основе которого должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию этой прекрасной отечественной породы тяжеловозов. Работу следует осуществлять на современном научно-техническом уровне, который предусматривает прежде всего проведение единой планомерной селекционной стратегии под руководством селекционного центра ВНИИ коневодства и организацию централизованного племенного учета в соответствии с требованиями мировых стандартов.

Важным элементом централизованного племенного учета является выдача лицензий на заводских производителей, что позволит избежать необоснованного использования в заводах низкокачественных жеребцов.

Тренировка жеребят тяжеловозной породы

В тяжеловозных конных заводах наиболее распространен метод группового выращивания молодняка. К групповому тренингу приступают сразу, как только отнятые жеребята привыкнут друг к другу. В первые дни тренировки жеребята двигаются переменным аллюром 3-4 км с чередованием шага и рыси. В дальнейшем дистанцию увеличивают, доводя ее к концу стойлового периода до 7-8 км. Чередование аллюров устанавливают на основе наблюдений за состоянием жеребят, их готовностью двигаться более быстрым или более тихим аллюром, что зависит от породы жеребят, их возраста, упитанности.

Наряду с такими аллюрами как шаг и рысь, при тренировке тяжеловозных жеребят полезен и галоп, который первоначально должен быть тихим и длиться не более одной минуты, а затем постепенно его темп несколько ускоряют и продолжительность доводят до 2-3 минут.

Обычно 6 дней в неделю проводят групповой тренинг, а седьмой день лошади отдыхают в варке. Во время гололеда и при сильных метелях, а также в период распутицы групповой тренинг отменяют. В период с мая по октябрь потребность в групповом тренинге молодняка отпадает, так как лошади получают достаточный моцион на пастбище.

Молодняк тяжеловозных пород реализуют в возрасте 2-2,5 лет. Перед реализацией лошадей приучают к русской упряжи. Ремонтный молодняк после заездки используют в хозяйстве на легких работах.

Испытания тяжеловозов

Первые испытания тяжеловозов относятся к 40-м годам XIX столетия. Сейчас эти соревнования мы назвали бы испытанием на максимальную грузоподъемность. Лошадь, запряженная в повозку с грузом определенного веса, страгивает этот воз с места и шагом продвигается по дистанции. По мере прохождения мимо пунктов-пикетов, где лежит дополнительный груз, его забрасывают на повозку. Так делают до тех пор, пока общий вес повозки с грузом не достигнет такой величины, что лошадь останавливается. Этот максимальный общий вес груза считается показателем силы лошади. Подобные соревнования обычно приурочивали к конским ярмаркам.

В начале XX века рабочие крестьянские лошади испытывались по более широкой программе: кроме перевозки тяжестей, туда входили соревнования на срочную доставку груза, пробег на длинные дистанции, испытания в пахоте. В 30-х годах ушедшего столетия учеными Всесоюзного НИИ коневодства были разработаны «Временные инструкции по проведению испытаний лошадей на максимальную грузоподъемность и на доставку груза». Эти испытания были построены на принципе комплексной оценки. Лошади соревновались на максимальной силе тяги, показывали свою работоспособность на шагу с грузом, в 3-4 раза превышающим собственный вес, затем испытывались на рыси с половиной нагрузки. Однако все они носили в значительной мере случайный характер, а в годы войны были прекращены.

Только в 1949-1950 годах учеными Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства Г. Карлсеном и А. Воейковым была разработана научно-обоснованная система тренинга и испытаний племенных лошадей тяжеловозных пород, обеспечивающая выявление комплекса качеств, необходимых рабочей лошади: силы, выносливости и подвижности. Данная система широко внедрялась в сельскохозяйственное производство, и в этот период развернулось массовое испытание тяжеловозных лошадей. Только за один 1951 год было испытано более 800 лошадей, то есть примерно такое же количество, что и за все предыдущие годы.

Всего за период с 50-х по 60-е годы на областных, республиканских ипподромах и непосредственно в хозяйствах были получены данные по работоспособности более чем 5 тыс. лошадей. Наибольший массив из них составляли лошади 2-2,5-летнего возраста. С 1960 года массовые испытания молодняка в хозяйствах были прекращены, хотя, безусловно, они открывали большие возможности для отбора лучших по работоспособности лошадей с целью дальнейшего широкого племенного использования.

Читайте также:  Габаритные размеры мтз 1221

С 1957 года Всесоюзные соревнования на лошадях тяжеловозных пород стали проводиться регулярно, а с 1960 года – с едиными нагрузками и по единым правилам. Испытывают только взрослых лошадей (четырех лет и старше). За весь период Всесоюзных соревнований было испытано более 2 тыс. лошадей.

В 1964 году в нашей стране была апробирована и введена комплексная система оценки работоспособности лошадей тяжелоупряжных пород, действующая до сего времени. В процессе соревнований, согласно правилам испытаний, каждая лошадь должна пробежать на время 2 км рысью с грузом 1,5 тонны (сила тяги 50 кг), пройти ту же дистанцию шагом с грузом 4,5 тонны (сила тяги 150 кг) и как можно дальше протянуть груз весом 9 тонн (сила тяги 300 кг). Результаты этих трех видов испытаний подсчитываются в баллах, лучшей лошади присуждается титул абсолютного чемпиона тяжеловозов года.

Рекордисты, призеры и победители соревнований обладают, как правило, крепкой конституцией и правильным экстерьером. Они получают широкое племенное использование в конных заводах и благодаря этому оказывают большое влияние на совершенствование тяжеловозных пород по работоспособности, типу и экстерьеру.

Советский тяжеловоз — порода лошадей российской селекции. Выведенная в XIX в., порода могла исчезнуть вместе с распадом Советского Союза. Сегодня спрос на мощных и выносливых тягловых лошадей снова растет, и отечественные конные заводы занимаются восстановлением поголовья этих животных.

История породы

В XIX в. на конезаводы привезли тягловых коней европейской селекции — брабансонов и суффолков. Рост этих гигантов в холке достигал 1,8 м. Предками брабансонов считают фландерских скакунов, принимавших участие в крестовых походах. Поэтому можно с уверенностью назвать тяжеловоза из СССР дальним потомком средневековых рыцарских лошадей.

Тяжеловозы, завезенные в Россию из Европы, отличались мощным телосложением и послушным нравом, но они плохо переносили суровый российский климат. Однако от скрещивания европейских тягловых жеребцов с кобылами породы битюг на конезаводах получили жеребят с хорошими данными. Взрослые кони были чуть меньше брабансонов ростом, но отличались плотным телосложением.

В конце 1910-х гг. заводчики перестали получать породистых животных из Европы, и племенное стадо пришлось формировать из тех потомков брабансонов и суффолков, которые остались на конезаводах Мордовии и Нижегородской области. В 1930-х гг. заводчики обратили внимание, что потомки европейских тяжеловозов сохранили их гены и передают их из поколения в поколение. Однако из-за начала Великой Отечественной войны зарегистрировать породу смогли лишь в 1952 г. Она получила название советский тяжеловоз.

Характеристики

Рослые и мускулистые, лошади этого вида обладают крепким телосложением. Вес жеребцов составляет около 900 кг. Кони отличаются массивным туловищем, широкой грудью, мощными ногами и сильной шеей. На их фоне голова лошади выглядит небольшой.

Масть животных преимущественно рыжая или гнедая, возможны рыже-чалые или гнедо-чалые отмастки.

В некоторых случаях представители данной породы имеют неправильную постановку задних конечностей. Такая косолапость не сказывается на рабочих качествах животного. Однако для лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильная постановка задних конечностей может явиться причиной отбраковки и выведения из селекционной работы.

Животные обладают спокойным темпераментом. При этом кони энергичны и трудолюбивы. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добронравными. Это объясняется направленностью селекционной работы. При выведении породы заводчики стремились передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и покладистость.

Продуктивность

Питаясь молоком матери, жеребенок прибавляет в весе 2 кг ежедневно. В полугодовалом возрасте животное уже весит 500 кг.

Представителей этого вида можно привлекать к тяжелым работам с 2,5 лет. Кобыл начинают использовать для воспроизводства с 3 лет. Животное способно приносить потомство до 17 лет. Также советских тяжеловозов используют для улучшения местного поголовья лошадей. Молодняк первого поколения получает в наследство от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Читайте также:  Доклад о растении лотос

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Достижения

Лошадь породы советский тяжеловоз способна в одиночку сдвинуть с места состав, вес которого составляет 15 т. Силовые конкурсные испытания для коней тягловых пород стали проводить с 1950-х гг. К соревнованиям допускаются животные, достигшие возраста 4 лет.

Испытания включают в себя несколько этапов. Конь должен пройти рысью 2 км с грузом, вес которого составляет 1,5 т. Затем он должен преодолеть это расстояние шагом, неся на себе груз 4,5 т. Итоговое испытание — протащить груз весом 9 т на максимальное расстояние.

Среди рекордсменов таких состязаний часто оказываются тяжеловозы этого вида. В 1957 г. жеребцу по кличке Форс удалось переместить груз массой 23 т на 35 м. В 1968 г. призером стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Она тащила груз весом 9 т более 2 км.

Порода сегодня

С распадом Советского Союза развитие породы прекратилось. Конные заводы, где содержались животные этой породы, перестали проводить испытания молодняка и взрослых особей тягловых коней. Однако в некоторых российских фермерских хозяйствах лошади данного вида по-прежнему используются в качестве тягловой силы. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.

Поддержанием численности племенного поголовья занимаются в России 3 конных завода. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) — на территории Мордовии. Поскольку племенное разведение ведется на конезаводах по разным линиям, внутри данной породы сформировалось 2 типа современных советских тяжеловозов.

Заводчики из Нижегородской области продолжают развивать у животных черты, характерные чистопородным брабансонам. Это традиционный тип, который характеризуется массивным телосложением коней и их высоким ростом. Заводчики из Мордовии используют в селекционной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не так массивны, как тягловые кони из Нижегородской области.

Сове́тский тяжелово́з — порода наиболее крупных в России тяжеловозных лошадей

Основные масти: рыжая, рыже-чалая, бурая, гнедая и гнедо-чалая. Иногда встречается вороная.

Содержание

История [ править | править код ]

Была выведена на Починковском конном заводе № 23. Зарегистрирована в 1952 году. Выведена поглотительным скрещиванием отечественных упряжных лошадей — потомков и помесей битюгов (первая отечественная порода утяжелённых рабочих лошадей), арденов, першеронов — с бельгийскими брабансонами и английскими суффольками, так что преобладают качества последних.

Характеристика породы [1] [ править | править код ]

Лошади советской тяжеловозной породы — самые крупные среди тяжеловозов: их высота в холке составляет 160—170 см, живая масса — от 700 до 1000 кг. У них средняя по величине голова, мускулистая шея средней длины, широкая низкая холка, широкая, иногда мягкая, спина, ровная широкая поясница, очень широкий, раздвоенный и свислый круп. Грудь широкая, с округлыми ребрами, ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие, копыта правильной формы. Иногда встречается косолапость, саблистость и мягкие бабки. Оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная. Преобладающие масти — рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая. Конституция у большинства советских тяжеловозов крепкая, рыхлость и сырость встречается только у отдельных лошадей. Темперамент спокойный.

Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы. С двух с половиной — трех лет они могут выполнять сельскохозяйственные работы, а с трех лет поступают в производящий состав. Жеребята растут очень быстро, достигая к шестимесячному возрасту 365—375 кг, а к одному году — 525—540 кг.

Плодовитость советских тяжеловозов средняя (выход жеребят в конных заводах 65 — 75 %). Срок племенного использования в большинстве случаев ограничивается 16 — 17 годами. Правда, отдельные производители и матки давали приплод до двадцатилетнего возраста и старше.

Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потреблять дешевые объемистые корма — все это очень полезные качества и в мясном коневодстве, где советский тяжеловоз — очень перспективный улучшатель поголовья.

Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства в период с 1976 по 1982 годы их молочная продуктивность за полную лактацию (239 дней) составляла в среднем 3317 литров. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины — 6173 литров молока за 338 дней лактации.

При скрещивании советского тяжеловоза с местными малоулучшенными лошадьми уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector